ЛИТЕРАТУРА ПО МУЗЫКЕ

ЛИТЕРАТУРА ПО МУЗЫКЕ
(исследования, биографии, критика и т.п.) развивалась в России параллельно с музык. жизнью. Прочные корни стала она пускать лишь с 60-х годов 19 в., когда Серов положил основание русской музык. критике, а братья Рубинштейны, основатели двух русских консерваторий и главные деятели концертов столичных отделений И. Р. М. О., дали небывалый дотоле толчок развитию русской музык. жизни. 18-й век дал очень мало в области л. по м. В тогдашних период. изданиях статьи по музыке встречались крайне редко (один из первых примеров краткая "История о мусике" Фридерика Пальмквиста в журн. "Соч. и перев. к пользе и увеселению служащие" 1760, апр.); особняком стоят 2 выпуска "Карман. книжек для люб. муз." Герстенберга (1795–96) (См. Журналы). С начала 19-го в. развивается литература отдельных книг по музыке; с появлением опер Верстовского, Глинки и Даргомыжского зарождается муз. критика. Для большего удобства обозрения л-ы по м. мы разделим ее на два отдела: А. Книги по музыке и В. Музык. публицистика. А. Книги по музыке: а) По теории муз: – "Методич. опыт, каким образом выучить детей читать муз.". Пер. с франц. Е. Ш., М. 1773; – "Верное наставл. в соч. генерал-баса", М. 1791; – "Правила гармонии и мелодии", соч. В. Манфредини, пер. С. Дехтярева, СПБ. 1805; – "Опыт вокальной или певч. муз. в России", Н. Гончарова, М. 1808; – "Теория музыки" Густ. Гесс де Кальве, пер. Гонорским, Харьк. 1818; – "Муз. граматика" Б. Азиоли, пер. Дмитревским, СПБ. 1826. – "Практ. руков. к соч. муз." А. Фукса, СПБ. 1830; – "Музыка понятная для всех", Фетиса, пер. Беликова, СПБ. 1833; – "Муз. граматика," Н. Финатини, М. 1835; – "O свободном и несимметричном ритме А. Ф. Львова", СПБ. 1858; – "Руков. к новейш. инструментовке", СПБ. 1861; – "Зам. об инструментовке, Глинки", СПБ. 1862; – "Руков. к инструментовке" Геваерта, пер. П. Чайковского, М. 1866; – "Краткое рук. к изуч. гармонии" Гунке, СПБ. (г. ?); – "Учебн. гармонии", Рихтера, пер. А. Фаминцына, СПБ. 1868; – "Руков. к изуч. гармонии", Чайковского, М. 1872. – "Всеобщий уч. музыки", А. Б. Маркса, пер. А. Фаминцына, М. 1870; – "Уч. элем. теории муз.", Н. Кашкина, М. 1875; – "Уч. форм инстр. муз." Бусслера, пер. Кашкина и Танеева, М. 1884; – "Свободный стиль" его же, пер. Кашкина, М. 1885; – "Строгий стиль" его же, пер. Танеева, М. 1885; – "Практ. учебн. гармонии", Римского-Корсакова, СПБ. 1886; – "Сборник задач для практ. изуч. гармонии", А. Аренского, М. 1887; – "Начатки теории муз.", А. Фаминцына, СПБ. 1895; – "Речь и пение" д-ра П. Гарно, СПБ. 1898; – "Руков. к соч. муз. т. IV. Опера". И. Лобе, пер. Кашкина, М. 1898; – "Советы обучающимся пению И. Прянишникова", СПБ. 1899; – "Теория постан. голоса", С. Сонки, 4-е изд. СПБ. 1900; – "Фуга", Э. Праута, пер. Тимашевой-Беринг, М. 1900; – "Элем. рук. к изуч. инструментовки" Э. Праута, пер. Ф. Кёнемана, М. 1900; – "Модуляция, как основа музык. форм" Римана, пер. Ю. Энгеля, М. 1899; – "Упрощ. гармония", Г. Римана, пер. Ю. Энгедя, М. 1901; – "Методология пения", К. Мазурина, т. I, М. 1902; и др. Сюда же относятся исследования по народной музыке: Ю. Арнольда (См.) П. Сожальского, Серова ("O великорус. песни", М. 1868, – "Рус. нар. песня как предмет науки, журн. "Муз. Сез." 1870–71), А. Фаминцына (См.) Рыбакова (См.) и др. б) По истории музыки, кроме указанных в ст. "Ист. муз. в России" (См.), имеется немного книг: "История развития камерной музыки", Л. Ноля, СПБ. 1882; – "Руководство к изучению ист. муз.", Доммера, М. 1884; – "Очерки ист. муз.", А. Размадзе, М. 1888; – "Ист. муз.", Э. Наумана (вышло 3 тома, СПБ. 1895–900); – "Краткая историч. муз. хрестоматия", Л. Саккетти, СПБ. 1896 (2-е изд. 1901); – "История фп." ч. И, Р. Геника, М. 1896. – Значительно обширнее л. биографий и истор. материалов, разбросанная по разным период. изданиям (См. Журналы). Следует указать также на "Русскую старину", в которой за разные годы помещены обширные материалы для биографий Глинки, Даргомыжского, Ломакина, Львова, Рубинштейна, Серова и др. Отд. издания: Арнольд "Воспоминания", 3 вып., М. 1892–93; – Баскин, биографии Мусоргского, Рубинштейна, Серова и Чайковского; – Веймарн, биогр. Глинки, М. 1892; – его же "Оч. ист. оп. Жизнь за Царя", СПБ. 1887; "Записки М. И. Глинки и его переписка." СПБ. 1887; Корганов, биография Верди (М. 1897) и Моцарта (СПБ. 1900); – Лист "Фр. Шопен", пер. П. Зиновьева, СПБ. 1887; – Л. Ноль, "Бетховен", 3 тома, М. 1892; – А. Рубинштейн, "Автобиогр. воспом.", СПБ. 1889 и "Музыка и ее представители", М. 1892; – Стасов, "А. П. Бородин, его жизнь и переписка", СПБ. 1889; – П. Трифонов "Фр. Лист", СПБ. 1887; – Улыбышев, "Новая биогр. Моцарта" (напис. 1844), пер. З. Ларош, 3 тома, М. 1891–92; – М. Чайковский "Жизнь П. И. Чайковского", 3 тома, М. 1900–902, и др. в) Словари и справ. издания. См. Журналы и Словари. В. Музык. публицистика, до последнего времени почти исключительно ограничивавшаяся музык. критикой, развивалась в России параллельно с музык. художественным творчеством, но значительно слабее его, в особенности до последних десятилетий. До появления "Жизни за царя" (1836) муз. крит. вся выражалась в дилетантских рецензиях, невысоких по литерат. и критич. достоинствам. Одним из первых знающих и образованных русских муз. писателей нужно считать кн. В. Ф. Одоевского (1804–1869), одновременно с которым выступали на поприще муз. крит. и другие тогдашние журналисты, в том числе О. Т. Аксаков и Н. Полевой в Москве, Ф. Булгарин, Греч, Кони, Р. Зотов и др. в СПБ. Он один из первых понял и выяснял значение Глинки, ратовал за распространение муз. образования в России, писал статьи о народн. и духовн. музыке и т.д. (См. Одоевский). Более или менее известные современники Одоевского – критик-дилеттант Ф. Толстой (псевд. Ростислав, 1809–1881), трудолюбивый Ю. К. Арнольд и недолго проживший в России Б. Дамке (1812–1875), один из первых иностран. музык. корреспондентов в Россию (эти имена). Особняком стоят в эту эпоху образованные любители музыки А. Д. Улыбышев (См.) и Вильг. Ленц (См.) писавшие на иностранных языках. С перечисленными выше муз. критиками (кроме Одоевского и Ленца) немало полемизировал А. Серов (1820–71), по праву считающийся первым и наиболее выдающимся, – несмотря на все свои увлечения и ошибки, – русским муз. критиком. С. первый в России положил в основание муз. критики метод историко-сравнительного анализа. Его разборы опер Глинки и Даргомыжского, статьи о Моцарте, Бетховене, Вагнере, этнографические исследования – и даже музык.-хроника отличаются своей полнотой, обстоятельностью и нередко остроумием (См. Серов). Современник Серова и друг его молодости, а впоследствии противник, В. В. Стасов (См.) выступил с муз.-критич. статьями еще раньше Серова, – в 1847. Горячий поборник "новой русской школы" Стасов не выпустил пера из рук и поныне. Крупной заслугой его являются изданные им обширные материалы для биографий композиторов второй половины 19-го в. – Младшие современники Серова: К. Званцов (1825–1890) – вагнерист; А. С. Фаминцын (См.) и В. Н. Кашперов (См.) – представители консерватизма. В 1864 в качестве муз. критика дебютировал Ц. А. Кюи (См.), талантливейший пропагатор новой русской школы и начал "Каменного гостя" Даргомыжского. Кратковременным, но талантливым сопутником Кюи является А. П. Бородин. – Вслед за Кюи выступил Г. А. Ларош (См.), посвятивший себя, рядом с профессурой, главным образом муз. критике. В качестве наиболее блестящего представителя консерватизма, Л. явился противником и Серова, и новой русской школы. До известной степени сотоварищем Л-а в этом направлении, но более объективным и склонным к эклектизму явился П. И. Чайковский (См.), занимавшийся музык. критикой в 1868–76. В 70-е и 80-е годы 19-го в. на поприще муз. критики выступили в СПБ.: музык. историк и эстетик Л. А. Саккетти, Н. Ф. Соловьев, П. С. Макаров, К. П. Галлер, М. М. Иванов, П. А. Зиновьев и др. Все перечисленные (См.) в большей или меньшей степени являются представителями консерватизма. В Москве в ту же эпоху выступили О. Я. Левенсон (писал 1878–84), Н. Д. Кашкин, являющийся как бы преемником Майковского в области музык. критики, Н. С. Кругликов, более примыкающий к Кюи и Стасову, и др.; в Киеве В. А. Чечотт. Рядом с музык. критикой в периодич. печати стали мало-помалу – и в последнее время все чаще – появляться статьи некритического характера и в особенности посвященные общим и частным вопросам музыкальн. образования и воспитания. Кроме многих из перечисленных выше лиц, по этим вопросам писали еще: А. Н. Буховцев, К. Э. Вебер, В. С. Серова, Э. Эпштейн, В. Гутор, К. П. Нелидов, и др. О литературе по церковн. музыке, cм. в ст. История церковн. музыки. (Ф.).

Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. . 1904.

Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ЛИТЕРАТУРА ПО МУЗЫКЕ" в других словарях:

  • ЛИТЕРАТУРА И МИФЫ — Постоянное взаимодействие Л. и м. протекает непосредственно, в форме «переливания» мифа в литературу, и опосредованно: через изобразительные искусства, ритуалы, народные празднества, религиозные мистерии, а в последние века через научные… …   Энциклопедия мифологии

  • Литература КНДР — Литература КНДР  совокупность произведений, написанных на корейском языке в Корейской Народно Демократической Республике. Содержание 1 Особенности 2 Современная литература …   Википедия

  • Литература Швеции — Шведская литература  это, главным образом, литература Швеции, но также той части финского населения, которая говорит и пишет на шведском языке. Рунный камень из Рёка Истоки шведской литературы восходят к руническим надписям, рассказывавшим чаще… …   Википедия

  • Литература —         [лат. lit(t)eratura, буквально написанное, от lit(t)era буква], один из основных видов искусства (См. Искусство) искусство слова. Термином «Л.» обозначают также любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и… …   Большая советская энциклопедия

  • ЛИТЕРАТУРА — [лат. lit(t)eratura, букв. — написанное, от lit(t)era — буква], один из основных видов искусства — искусство слова. Термином «Л.» обозначают также любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие… …   Литературный энциклопедический словарь

  • СССР. Литература и искусство —         Литература          Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… …   Большая советская энциклопедия

  • Немецкая литература — Литература эпохи феодализма. VIII X века. XI XII века. XII XIII века. XIII XV века. Библиография. Литература эпохи разложения феодализма. I. От Реформации до 30 летней войны (конец XV XVI вв.). II От 30 летней войны до раннего Просвещения (XVII в …   Литературная энциклопедия

  • Постмодернизм в музыке — Музыка постмодернизма может быть рассмотрена как музыка эпохи постмодерна или музыка, которая следует эстетическим и философским направлениям постмодернизма. Как музыкальный стиль, постмодерн включает характерные черты художественного… …   Википедия

  • Античная литература — Манускрипт «Эклог» Вергилия (5 век) …   Википедия

  • Шведская литература — Шведская литература  это, главным образом, литература Швеции, но также той части финского населения, которая говорит и пишет на шведском языке. Содержание 1 Обзор шведской литературы 2 Эпоха язычества …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»